Очень многие родители вменяют своим детям ответственность, но так и не прояснив с ребенком до конца, а что же это означает. Само слово является непонятым. Проведите дома эксперимент – спросите своих домочадцев – что означает слово «ответственность». Обратите внимание, как быстро и внятно вам ответят. Если с этим будут трудность, воспользуйтесь этой информацией.

Многие педагоги отмечали, что далеко не все дети могут дать внятное определение этому слову без каких либо заиканий и запинок.  То есть отсутствует функциональная грамотность, которая состоит из понимания ключевых слов, применения их в повседневной жизни и способности выносить суждения.

А ведь если мы на самых ранних этапах развития ребенка не объясним доходчивым языком, что такое «быть ответственным», то мы никогда не получим ответственного гражданина, который не проходит мимо человека, которому плохо, не убегает от пожара, где требуется помощь,  не уходит прочь от плачущего ребенка, который потерялся в торговом центре у безответственной мамы. Многие бы катастрофы не случались на дорогах, если бы детям еще на ранних этапах  досконально объясняли «ответственность за свою жизнь и за жизнь окружающих людей».

Ответственность распространяется не только за самого себя – за содержание своих вещей и порядка в комнате, и за свою семью – «главное, чтобы мои дети счастливы, и не важно скольких родителей я сегодня облапошил, продав им бракованные игрушки». Ответственность  — это великое качество, способность  человека, дающие ему привилегии создавать лучший мир.  И те, кто им не наделен или так и не развил в себе эту способность, тот просто проживает жизнь…. Просто проживает для себя «единственного».

Так если это способность, то это означает, что любую способность можно развить с  помощью определенных навыков и тренировок.  Сегодня как раз такой день, когда вы можете начать прояснять со своими детьми, что такое ответственность.

Для начала давайте разберем основные понятия. Слово ответственность означает:

  1. Во-первых, тот, за кого он отвечает, делал то, что следует.
  2. Во-вторых, чтобы с тем, за что он отвечает, происходило то, что нужно.

Анатомия ответственности: знать, что делать (компетентность),  готовность делать, то есть иметь желание делать (готовность прилагать усилия и рассчитывать их), и готовность это контролировать (способность контролировать, достигается с помощью отработки навыка).

Пример: вы говорите ребенку, что теперь он ответственный за «маракебичи». Немедленно получаем нужную реакцию: «А что это такое?».  «Не важно, ты просто за это ответственен», — отвечаете вы. Скажите, можете ли вы нести ответственность за «марекабичи»? Однозначно,  нет! Из этой просто демонстрации видно, насколько важно ЗНАТЬ и ПОНИМАТЬ за что тебя назначили ответственным.

Следующая ситуация, когда вы заставляете ребенка делать то, что не готов делать. О Боже! Сколько семейных конфликтов случается из-за этого каждый день! Если бы сейчас сказали своему малолетнему сыну, что вот теперь он будет наравне со взрослыми готовить еду, вести домашнее хозяйство, зарабатывать деньги и пр. Вы не находите, что это предложение может быть слишком завышенным требованием для него? Поэтому родители частj оказываются заложниками своих требований и саботирования этих требований – верхи не могут, а низы не хотят.

Лекарство от этого, которое часто применяют в бизнесе так называемые «дебагеры» («de» – с лат. устранение, «bug» с анг.  — ошибка, дефект, сбой) —  спросите своего ребенка, что именно он в этом саботирует, с чем именно он не готов справляться, что именно ему не понятно? Будьте терпеливы, задавайте вопросы, не спорьте, продолжайте задавать вопросы.  Не спорьте, не обесценивайте и не язвите. Я знаю, что дети могут вывести из себя даже камень, но продолжайте получать ответы. Ваша задача  — получить настоящую причину, почему ваш ребенок не готов делать то, что вы просите. Вы будете удивлены, когда получите откровенные ответы, что «это занимает все его время, когда он хочет играть с друзьями, т.к. именно в это время их отпускают на прогулку», или «мне на самом деле не нравится, мыть полы этой тряпкой, т.к. она слишком грязная, иначе говоря  — я брезгую». Это всегда проблема, которую он не может решить. В этот момент задайте ему вопрос на миллион – «Как ты видишь решение этой проблемы?» Следующий шаг – найдите решение. Когда известна настоящая причина нежелания и неготовности, то всегда можно найти решение, которое удовлетворит всех.

И последняя составляющая  ответственности – это контроль. Способность контролировать предметы, людей, развивается с возрастом и обучением. Но и у контроля есть также свои составляющие, оттачивания мастерства которых доводят способность контролировать в ранг искусства.  Для сегодняшней темы я ограничусь простой схемой – контроль – это способность доводить дела до конца.

Ваш позитивные контроль над ребенком – это позволять ему заканчивать дела, которые он начал. Опять-таки: будьте терпеливы, не показывайте, что «лучше самому сделать, чем дождаться пока ты сделаешь».  Таким образом, ребенок приучается к тому, что любое дело в его жизни, которое он начинает должно быть завершено. Момент времени – это момент тренировки навыков в делании чего-либо.  Если вы куда-то вместе собрались идти, а время поджимает, то лучшим для вашего ребенка будет  — это вам подождать , пока он завершит начатое либо мягко предложить ему свою помощь.  И если он разрешит вам помочь ему, то спросите, в чем нужна ваша помощь. Это очень небольшой экскурс в раздел контроля детей.

Желаю каждому родителю воспитать самых лучших детей, которые бы делали вас счастливыми  и вызывали чувство гордости и радости, чтобы ваши дети достигали  всех поставленных целей, преуспевали и были достойными гражданами нашей России!

 

Тищенко Татьяна Сергеевна

Эксперт в области антикриминального просвещения

Добавить комментарий

Обязательные к заполнению поля выделены *.