Мы получаем большой поток родительских вопросов: как приучить ребенка к работе по дому; как сделать так, чтобы он сам хотел помогать и его не нужно было подгонять и заставлять. Ведь когда родитель принуждает своего отпрыска к чему-то, где нужно прикладывать усилия – к домашней работе, к урокам, к помощи на даче, – то происходит бунт в семье, конфликт отцов и детей.

В этом совете мы дадим несколько простых инструментов, как вы можете побудить детей, подростков помогать вам – будь вы родитель или педагог.

«Долженствование» и ответственность.

И первое, что необходимо сделать тем, кто воспитывает – это изменить свое умонастроение в отношении «долженствования». Типичная ошибка взрослого – внушать ребенку, что он  должен быть им обязан за все то, что они для него сделали. «Долженствование» само по себе  — это навязанная ответственность, которая становится очень быстро безответственностью, как только прекращается внешняя мотивация и побуждение со стороны. Слово «должен» — раздавливают и лишают инициативы.  Вспомните себя, когда к вам приходит распоряжение сверху, что вы должны с детьми проводить творческие мероприятия. Да вам и без того было приятно это делать и вы с удовольствием провели ряд таких, но эта разнарядка регламентирует, что вы должны! Никому не нравится «быть должным». Замените в своем общении с детьми слово «должен» на другие формы мотивации.

Уважаемые педагоги и родители, вы станете более популярны, и дети к вам потянутся, если вы перестанете говорить им «вы должны», «это ваша обязанность» и пр.

Как побудить помогать?

Так что же делать, если нельзя говорить «должен»?

Аксиома, на основе которой построены наши тренинги и мероприятия с детьми:

«Душевное состояние ребенка любого возраста будет определяться тем, насколько он может помогать другим».

Наша с вами ошибка —  давить и читать морали, когда мы столкнулись с отказом ребенка в помощи и участии в жизни школы или семьи. ЭТО НЕ РАБОТАЕТ. Все чего мы добьёмся – это нарастающее сопротивление.

А если у вас, уважаемый педагог,  подобрался весь такой класс, то я вам не завидую.

Здесь есть хитрость, которой обладают очень талантливые педагоги! И спасибо моему директору школы, Жигаловой Татьяне Валентиновне,  за то, что она в своей время использовала этот инструмент по отношению к нам, когда мы учились под ее началом.

Так вот – перед вами строптивый подросток, который отказывается помогать, да еще и в грубой форме. Ваши действия: вздохнуть глубоко, не показать свое негодование и возмущение его наглостью. Ваше достойное поведение и выдержка английской королевы, поставит этого наглеца на место! После этого спокойным голосом, с любовью в глазах задайте вопрос, который перевернет его точку зрения о жизни: «Скажи, тебе кто-нибудь когда-нибудь помогал?» Вытащите из него пару ситуаций из его личного опыта, когда его родители, друзья или педагоги оказывали ему помощь, пусть он в подробностях вспомнит об этом и расскажет вам. Побуждайте его говорить, задавайте наводящие вопросы, как это было, как он себя при этом чувствовал, когда ему оказали помощь.

Теперь спросите: «А ты когда-либо кому-либо помогал?». Этим вопросом вы пробьете брешь в его идее о том, что он не может помочь. Вы поможете ему пробиться через этот барьер, просто продолжая задавать вопрос «А как ты еще мог бы помочь?». Его способность помогать станет для него реальной!

Ваша задача убедиться, что он может помочь другим с помощью общения.

Как сохранить желание помогать?

Задача родителя и педагога – искренне одобрять проявление любой помощи.  Не кричите, не критикуйте, не указывайте на недостатки его помощи. У ребенка нет вашего жизненного опыта, чтобы сделать все идеально. Ваша задача —  проявить ваши лучшие душевные качества – снисходительное и дружелюбное отношение  к его промахам. Корректируйте и направляйте.  Не просите их о помощи на повышенных тонах. Это не просьба – это уже приказ в тоталитарной манере, который вызовет бунт.

Грубое обращение в семье или в школе со стороны взрослых очень быстро подавляет в ребенке (особенно в подростковом возрасте) желание помогать.

Возвращаясь к душевному равновесию и здоровью детей, можно еще раз подчеркнуть важность такой способности, как помогать другим. Чем больше вы побуждаете к помощи, тем ответственнее и активнее будут ваши дети в жизни.

Часто мы советуем родителям придерживаться таких формулировок о помощи или просьб что-то сделать:

«Не мог бы ты сегодня помочь мне в 2 часа дня?» Такая формулировка подчеркнет ваше уважение к его времени. Вы тем самым продемонстрируете свою добродетель к нему.

«Мне очень нужна твоя помощь, помоги мне пожалуйста с уборкой квартиры, тогда я смогу приготовить что-нибудь вкусненькое». Тут и помощь, и поощрение, демонстрация выгоды от того, что он поможет.

Вместо «Уберись в своей комнате!» используйте «Не мог бы ты навести сегодня в своей комнате порядок? Это было бы  с твоей стороны неоценимой помощью».  Подобные формулировки дают свободу выбора, и ребенок чувствует, что его уважают и подчеркивают тем самым значимость его участия.

Делайте это без усилий. Чем больше силы вы примените к ребенку или ученику (крики, обесценивания «Вечно тебя нужно 350 раз просить что-либо делать», запугивания и пр.) , тем больше глупости и инертности вы получите. Заторможенные и  затюканные дети  вокруг нас со временем будут  искать утешение в алкоголе или наркотиках.

Наша с вами задача создать цивилизованное общество, где люди будут помогать и поддерживать друг друга.

Надеюсь, что наш совет поможет вам в вашей нелегкой работе по воспитанию будущего поколения.

One Comment

Добавить комментарий

Обязательные к заполнению поля выделены *.


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.