Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков, несмотря на значительный объем научных исследований, по-прежнему представляет не только теоретический, но и практический интерес. Это вполне понятно.
Подрастающее поколение выступает носителем принципов, норм, образцов поведения, и являет собой основу грядущего социума.
Поэтому разного рода отклонения в поведении таят в себе потенциальную опасность деструктивного развития и функционирования общественных механизмов, обращенных в будущее. Отклоняющееся поведение можно обозначить как действия или поступки, противоречащие устоявшимся правовым и/или нравственным нормам.
Если же проанализировать изменения в учебных заведениях, то за последние годы введены специальные должности, поставлены системы видеонаблюдения и т.д. Другими словами, за цифрами снижения подростковой преступности скрывается истинное положение с ростом числа несовершеннолетних, для которых характерно отклоняющееся поведение. Поэтому важно проследить механизмы формирования такого поведения, чтобы предложить эффективные способы решения проблемы.
Подростковый период обычно называют трудным, переходным возрастом. Считается, что в это время происходит активный процесс формирования личности, закладываются ценностные ориентации, устойчивые стереотипы поведения и т.д.
Подростковый возраст всего лишь раскрывает, акцентирует то, что было заложено ранее.
Прежде всего, это руководство развитием ребенка. Большое влияние на формирование неправильного поведения в этом возрасте оказывает позиция, занимаемая родителями в отношении запретов и разрешений. Наш опыт изучения данного вопроса позволяет условно подразделить эти позиции на три обобщенные группы: педагогически целесообразную, педагогически несостоятельную и попустительскую.
При занятии родителями педагогически целесообразной позиции запреты и разрешения вытекают из необходимости привития ребенку общественно полезных стандартов поведения, базируются на сложившихся нравственных нормах, ориентированы на интересы развивающейся личности. Педагогически несостоятельная позиция также исходит из интересов ребенка: «пусть ему будет хорошо», «это для него на пользу» и т.д. Однако она не учитывает психолого-педагогических основ развития и формирования личности, часто основывается на стремлении управлять ребенком любой ценой, без учета его желания, либо в потакании прихотям и капризам. Запреты и разрешения нередко размыты и непонятны, зависят от настроения родителей. В основе попустительской позиции лежит личное спокойствие, а иногда и безразличие родителей: «нельзя, потому что это мне мешает»; «можно, только отстань».
В двух последних вариантах родители сами организовывают процесс формирования личности с очень высокой степенью вероятности проблемного поведения в будущем. Что приводит к закреплению в поведении ребенка таких негативных качеств как упрямство, своеволие, враждебность, хитрость и изворотливость, отсутствия инициативы, пассивность и др. Пройдя дошкольный этап развития, эти качества трансформируются в подростковом возрасте в своеволие, деспотизм в отношении близких, агрессивность к окружающим и др.
Не меньшее значение в заложении основ такого поведения принадлежит механизму примера и подражания. Дети обладают повышенной чувствительностью к происходящему. Развитая впечатлительность, склонность к подражанию, преобладание в повседневной деятельности ролевых игр, опосредованно предающих мир взрослых, ведет к усвоению тех образцов взаимоотношений между людьми и правил поведения, в которых они оказались.
Сам по себе этот механизм, в прочем, как и предыдущий, может закладывать основы и нормативного поведения. Его неправильное функционирование, сбой, работа в педагогически несостоятельных средовых условиях и ведет к формированию отклоняющегося поведения.
Отрицательные формы поведения родителей, аморальные поступки, жестокость близких не остаются без последствий. Находясь в состоянии подавленного беззащитного существа, ребенок компенсирует свое положение на сверстниках, а в подростковом возрасте и на членах семьи. Он подражает сильному. Агрессивное, жестокое поведение подростков – это своего рода ответ на «железную руку», «ежовые рукавицы», постоянное напряжение и страх быть избитым или наказанным.
Опыт работы наших специалистов по перевоспитанию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением показывает, что наилучший результат с такой категорией лиц может быть достигнут в том случае, когда негативный пример будет заменен на положительный, выступит как значимый для подражания. Либо негативный пример нейтрализуется в процессе расширения положительных социальных связей подростка.
В становлении отклоняющегося поведения особую роль играет низкий уровень языковой грамотности как ребенка, так и его окружения.
Грамотность в целом – это определенная степень владения человеком речью, навыками чтения и письма в соответствии с литературными нормами, что помогает ему в полной мере воспринимать человеческий опыт.
Именно нормативный язык передает в человеческом обществе нравственные стандарты новым поколениям. На разрушение облика человека в зависимости от снижения уровня владения языком указывал в свое время академик Д.С. Лихачев в статье «Черты первобытного примитивизма воровской речи».
Еще одной из причин формирования отклоняющегося поведения, которая связана с предыдущим, является размытость нравственных норм. Так, анализ поступков подростков, замеченных в незначительных правонарушениях (мелкие кражи, хулиганские выходки, акты вандализма), показывает, что подавляющая часть детей не понимали, что их поведение социально опасно.
Преодоление несформированности нравственных стандартов состоит в усвоении норм, существующих в обществе. Знакомство с нравственными правилами имеет не только информационное значение, но и выступает образцом для подражания.
Нами рассмотрены некоторые причины формирования отклоняющегося поведения детей: педагогическая несостоятельность родителей, отсутствие значимых положительных примеров, низкий уровень грамотности, неусвоенные нравственные ценности.
Данные причины были нами выбраны на том основании, что они успешно поддаются корректировке. И это дает возможность надеяться, что российское общество будет способно справиться с проблемой и обеспечит себе будущую безопасность и процветание.
АНО «Центр профилактики преступлений «Родители за мир без преступности, насилия и наркотиков» предлагает модульную программу мероприятий для учащихся, родителей и педагогов. Для учащихся предусмотрены интерактивные беседы, круглые столы, внутришкольные публикации-издания (газеты, журналы, информационные листы), просвещающие об общечеловеческих моральных ценностях, о нравственности, о терпимости, о добродетелях, о вредных привычках.
Данные мероприятия не только являются превентивными мерами, но и помогают в социально-профессиональной ориентации детей, раскрывая понятия целей, деловой этики и профессиональной компетентности.
Отзывы детей говорят сами за себя: «Ни в коем случае я бы не хотела быть тем человеком, который ворует, грабит, убивает людей, такая жизнь будет очень ужасной. Лучше быть хорошим человеком» [Л.Т.].
«Я теперь точно уверена, что не собираюсь переступать через «черту закона», а наоборот стану больше помогать людям» [Б.Т.].
Для укрепления родительской и педагогической составляющей в нашей программе профилактики правонарушений предусмотрены ряд семинаров, бесед для родителей и педагогов. Данные мероприятия позволят сплотить и создать единый социум «родитель-педагог-ребенок», так не хватающей в современной образовательной системе.